Страница психолога

Здравствуйте!

 Меня зовут Кулаева Татьяна Алексеевна. Я психолог МАОУ "Лицей №14".

Мой телефон +7-920-481-40-04. К этому номеру прикреплён мессенджер  WhatsApp.

 




 

Основными этическими принципами психологической службы Лицея являются:

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

 




 

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ

    Крепкое здоровье ребёнка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, всё больше и больше подростков начинает употреблять алкоголь, наркотики, пользоваться электронными сигаретами, курительными смесями (далее ПАВ – психоактивные вещества). По статистике основной возраст знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).

Причины:

-любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей «Всё надо попробовать!»); 

-желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т.д.; 

-желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;

-безделье, отсутствие каких-либо занятий или обязанностей, в результате-эксперименты от скуки.

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

-ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела; 

-мы так боимся, что наши дети наделают ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути, не даём им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;

-ограничиваемый в своей активности ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие – нет, что можно делать, а чего следует избегать. При соблюдении определённых профилактических мер можно уберечь своего сына или дочь от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы, легко воплощаются, но в совокупности они дают положительный результат.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЁНКОМ

Общайтесь. Общение – основная человеческая потребность, особенно важная в детско-родительских отношениях. Отсутствие общения с вами заставляет обращаться к людям, способным восполнить этот дефицит. Но кто они и что посоветуют? Помните об этом и старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребёнком.

Выслушивайте друг друга. Умение слушать – основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

-быть внимательным;

-выслушивать до конца говорящего;

-уделять внимание взглядам и чувствам собеседника, не споря с ним; не нужно настаивать на том, чтобы ребёнок принимал ваши представления о чём-либо, как единственно правильные. Важно знать, чем конкретно он занят. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведёт себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества, как правило, стараются не привлекать к себе внимания, в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон несёт гораздо больше информации, чем ваши слова – он не должен быть насмешливым или снисходительным. Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Спросите, что было дальше или попросите рассказать вам об этом, уточните, что он думает о сложившейся ситуации.

Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Правильным будет показать, что вы осознаёте, как ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда это ему необходимо. Главное, чтобы ваши дети чувствовали и знали, что вам всегда интересно то, что с ними происходит. Если вам удастся стать друзьями, вы будете самым счастливым родителем!

Проводите время вместе. Очень важно, чтобы родители находили возможности и время для совместного досуга. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, театр, на стадион, на рыбалку, в лес или просто совместный просмотр телевизора. 

Дружите с его друзьями. Чаще всегот ребёнок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Друзья оказывают огромное влияние на мировоззрение вашего ребёнка. Он может испытывать очень сильное давление с их стороны.. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к учёбе. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период принять участие в организации досуга друзей своего ребёнка, привлечь их к занятиям спортом, творчеством, даже путём внесения платы за таких ребят, если их родители не могут этого сделать. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но, в первую очередь – своему ребёнку.

Подавайте пример. Родительское пристрастие к вечерним посиделкам с алкогольными напитками, курение и декларируемый запрет на названное для детей, даёт повод обвинить вас в неискренности и «двойной» морали. 

 




 

Сегодня большую опасность для детей и подростков представляют игры, организованные в сети Интернет создателями так называемых групп смерти. Предлагаем Вашему вниманию памятку, предоставленную сайтом НЦПТИ.РФ с информацией о способах выявления вовлеченности в такие группы и механизмах преодоления проблемы.

Загрузить памятку

 




 

Ещё одной важной темой современности является терроризм. Хочется отметить, что вербовщики террористических организаций действуют психологически грамотно и хорошо владеют  приёмами воздействия на психику человека. Ознакомьтесь, пожалуйста с информацией, которая поможет разобраться, кто перед Вами?

Загрузить памятку

 




 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 




 

ДЛЯ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ!!!

В медицинские учреждения Российской Федерации всё чаще поступают молодые люди в состоянии тяжёлого отравления, вызванного употреблением курительных смесей.

Во всех случаях медики отмечают ярко выраженное психотропное и наркотическое действие на организм. Данное вещество воздействует на рецепторы головного мозга. При хроническом потреблении курительные миксы вызывают поражение коры головного мозга, проявляющееся в расстройствах моторных и речевых навыков, памяти.

Предупреждаем: употребление курительных смесей может привести к тяжелейшим отравлениям, в том числе с летальным исходом!

Будьте внимательны к своим детям, при возникновении подозрения об употреблении курительных смесей немедленно обращайтесь в наркологическую службу Тамбовской области и правоохранительные органы.

Не думайте, что это может коснуться любого, но не ВАС!

Детский наркологический кабинет

г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 139

время работы с 9:00 до 15:00

телефон 53-82-27

 

В чём опасность употребления курительных смесей

Многие молодые люди считают, что они безвредны. Это мнение активно насаждается пользователями Интернета. Так думать – самая страшная опасность. Синтетические каннабиноиды в несколько раз сильнее растительных (марихуаны), их действие намного токсичнее, они обладают наиболее выраженным наркотическим эффектом - способностью вызывать привыкание и болезненную зависимость. При употреблении смесей достаточно велика вероятность передозировки. Счёт идёт не на граммы, как при передозировке героина, а на сотые доли миллиграмма. А главное, неизвестно наркотиком какой силы обогащена трава, которая идёт в качестве наполнителя курительной смеси.

Признаки употребления курительной смеси

В основе всех курительных смесей находится психоактивное вещество из группы синтетических каннабиноидов. Данное вещество воздействует на рецепторы головного мозга и по силе длительности воздействия превосходит марихуану и гашиш. Человек, употребивший курительные миксы напоминает пьяного человека. Изменяется восприятие окружающего мира и времени. Приподнятое настроение сопровождается немотивированной «смешливостью». Смех возникает по любому поводу. В ряде случаев, вместо эйфории может появиться тревога, страх, растерянность. Потребители смеси производят впечатление больных с нарушенной психикой. С увеличением количества выкуриваемой смеси указанные симптомы нарастают. При передозировке страх увеличивается, появляются зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивное поведение. При хроническом потреблении курительные миксы вызывают поражение коры головного мозга, проявляющиеся в расстройствах памяти, моторных и речевых навыков. При передозировке возможно развитие судорог, поражение печени и почек токсического характера, инсульт. Возможными осложнениями интоксикации этими препаратами являются развитие тяжёлых депрессий и случаи самоубийств.

Основные симптомы:

Подросток начинает пропускать уроки, падает успеваемость. Появляются друзья, о которых он не рассказывает. В связи с тем, что дозу сложно просчитать, возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью.

ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ

Когда нужно незамедлительно  вызывать скорую помощь

Что необходимо знать родителям

Самые распространённые среди молодёжи – курительные смеси (на сленге – дживик, спайс, микс, трава, пластик, россыпь) являются синтетическими аналогами каннабиноидов. Покупают их через Интернет или у сверстников. Для подростков это всё представляется интересной игрой. Для того, чтобы понять, что Ваш ребёнок употребляет наркотики, достаточно почитать его переписку и понаблюдать за его поведением. Распространённый способ употребления курительных смесей – маленькая пластиковая бутылочка с дыркой. Смеси курят иногда через разные трубочки. Их, как правило, держат при себе и они издают резкий неприятный запах. Сначала хватает одной–двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления. Потом доза увеличивается. Позднее начинают курить неразведённый реагент. Многие подростки употребляют курительные смеси только тогда, когда собирается «своя» компания. В течение месяца формируется так называемая «групповая психическая зависимость». Со временем наличие посторонних лиц в группе подростков начинает мешать эйфорическим проявлениям и через некоторое время употребления смеси подростки начинают курить аромамиксы в одиночку. К этому времени формируется физическая зависимость. На этом этапе они выглядят безразличными, безучастными к своей судьбе и близким людям, отрешённым от действительности. У них наблюдается бессонница, пониженное настроение, раздражительность, злобность. Имеет место непреодолимое желание употребить наркотическое средство. В результате многие из них бросают учёбу, работу, становится обузой для семьи. Ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом. У него отсутствует самокритика. 

Важно своевременно распознать надвигающуюся беду. При появлении подозрительного поведения ребёнка и первых признаках употребления курительных смесей необходимо своевременно обратиться к специалистам подростковой наркологической службы, не следует замалчивать проблему. В случае болезни – на всём протяжении лечения ребёнка по поводу химической зависимости необходимо поддерживать связь с лечащим врачом, использовать его как посредника между собой и ребёнком. По истечении 2-3 месяцев после лечения и прекращения приёма наркотиков дайте своему ребёнку определённую степень свободы – пребывать 1-2 часа вне вашего контроля. Разговоры о наркотиках в семье с момента лечения должны быть полностью прекращены.

Кабинет психологической помощи

ТОГБУЗ “Городская поликлиника № 5 г. Тамбова”

г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 16 Б

телефон 53-18-36

 




 

 

АГРЕССИВНОE ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

    Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни.

    Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев как у животных, так и у человека направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев—ситуативная реакция, и необходима она, пока существует опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие нагрузки, стресс-фактора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции.

 Исследование агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес, поскольку в современном мире растет число агрессивных проявлений подростков и это способствует беспокойству родителей, педагогов и психологов. Сейчас нередко в подростковой среде можно наблюдать задиристость, драчливость, озлобленность, сквернословия, необоснованную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами — это новообразования возраста и влияние социума. На подростка оказывает влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ, которые на фоне болезненного подросткового кризиса оставляют тяжелый след на психологическом здоровье подростка, что влечет за собой проявление агрессивного поведения. Среди психологов и педагогов, которые уделяли свое внимание изучению данного вопроса следует отметить: Л. М. Семенюк, В. С. Мухина, С. Л. Соловьева, В. И. Трубников и др., за рубежом: Л. В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. На данный момент различными авторами предложено множество определений агрессивного поведения, но наиболее общее дают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, определяя агрессивность как свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Что касается форм агрессивных реакций у подростков, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Любое нарушение берёт свое начало из конкретной ситуации. Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушение являются:

— постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

— проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;

— длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;

— унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;

— взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный — и мне все можно»);

— сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Характерологические особенности агрессивных детей

Выделение характерологических особенностей очень важно, т.к. именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

1. Воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним;

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины либо вина проявлена очень слабо;

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;

8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию;

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями;

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей;

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание;

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);

15. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу.

Можно дополнительно выделить  ещё три характерологические особенности подобных детей:

— имеют высокий уровень личностной тревожности;

— имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

— чувствуют себя отверженными.

Агрессивные дети — это та категория, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни). Он понимает, что взрослые бывают разные, а мир не так плох. Это может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом. В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы:

Выделяет 4 стадии отреагирования гнева.

Первая стадия — предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.

Вторая стадия — помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина — зрительно обозначить свой гнев. 

Третья стадия — дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует. Обычно, после того как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми.

Четвертая стадия — обсуждать с детьми то, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме. Также необходимо помочь ребенку изменить в целом восприятие ситуации на более позитивное.

    Если Вы чувствуете, что ситуация напряженности не исчезает, а усугубляется необходимо прибегнуть к помощи специалиста, занимающегося проблемами коррекции агрессивного поведения.

 

Сервисы

ПорталПочтаОблакоЧат

Анонсы событий

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2017/18 учебный год28.07.2018 16:01Что читать летом?25.09.2018 17:25Памятка родителям по способам оплаты дополнительных платных услуг лицея с помощью услуги автоплатеж или через онлайн-банкинг05.10.2018 11:42Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя учреждения, его супруги и несовершеннолетних детей за 2017 год30.05.2019 19:48